Границы, пороги, лиминальность и субъективность в современной поэзии
Summary
Excerpt
Table Of Contents
- Cover
- Titelseite
- Impressum
- Содержание
- О сборнике
- Лиминальность и поэтический субъект
- Лиминальные фазы лирического субъекта (на материале современной русской поэзии)
- Субъект в лиминальности междуречья
- Лирический субъект как порог раз/воплощения
- Живущие на пороге
- «Зона лиминальности» и «эффект лиминальности» в новейшей поэзии
- Полиметрия и гетероморфность как лиминальные формы русского стиха конца ХХ – начала XXI вв.
- Лиминальность в индивидуальных поэтических практиках
- Лиминальный субъект С. Завьялова: на границе хоровой и монодической субъективации
- Лиминальность и итальянские мотивы в позднем творчестве Елены Шварц
- «Всякую вещь можно открыть, как дверь». К построению лиминальных пространств в поздней лирике Ольги Седаковой
- Динамика идентичности на границах бытия в поэзии Виталия Кальпиди
- Трансжанровые формы лиминальности
- Лиминальный субъект и язык переживания в прозе Николая Кононова
- Формы выражения лиминального субъекта в русской «Новой драме»
- «Невоспринимаемый» субъект и предел восприятия в «Шлеме ужаса» В. Пелевина
- Экспериментальная «метапоэтология» в поисках новых форм современной русскоязычной поэзии
- Функция имен собственных в книге Романа Осминкина «Тексты с внеположными задачами»: выбор субъектной точки зрения
- Медийные и трансмедиальные аспекты современной поэзии
- Субъект в партиципационной русскоязычной поэзии на Ютубе
- Пограничная текстуальность, или в поисках поэтической идентичности
- Возвращение субъекта
- Границы детского и взрослого: визуальность детских поэтических сборников
- Поэзия и (по)знание
- Свободный стих ‒ идеальный инструмент введения в художественный оборот больших массивов информации (от начала к концу ХХ века)
- «Мой словарь» Вс. Некрасова: между неоавангардистскими «системами» и поставангардистскими «сериями»
- Поэтика познания: дефиниции и логика предикатов в поэзии А. Сен-Сенькова
О сборнике
Екатерина Фридрихс
Настоящая книга представляет собой первый из двух томов, посвященных изучению проблемы границ в современной литературе и разнообразных форм ее корреляции с актуальными типами субъекта, формирующимися в особенности в поле современной поэзии. Эти два тома включают в себя статьи, написанные на основе докладов конференций и дискуссионных панелей двух проектов кафедры славянских литератур Трирского университета: с одной стороны, совместного немецко-российского проекта «Типология субъекта в русской поэзии 1990–2010-х гг.»1, осуществленного при поддержке Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG/ННИС) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), ас другой – Центра продвинутых исследований FOR 2603 «Русскоязычная поэзия в транзите: поэтические формы обращения к границам жанра, языка, культуры и общества между Европой, Азией и Америкой», также поддержанного Немецким научно-исследовательским сообществом.2
В первый том вошли русскоязычные статьи по итогам конференций и секций вышеназванных проектов. Материалом исследования в них выступает преимущественно русская поэзия, рассматриваемая с позиций как литературоведения, так и лингвистики. Второй том не только охватывает статьи на немецком и английском языках, но и обращается к литературе в том числе восточноазиатских стран, обогащая таким образом взгляд на изучаемые проблемы компаративистским подходом.
Большинство статей данного (первого) тома основано на докладах международной конференции «Субъект и лиминальность в современной литературе (поэзия, проза, драма)», состоявшейся 6-10 июля 2017 г. в Доме Роберта Шумана в Трире.3 В ней приняли участие более 44 филологов из России, Германии, Италии, США, Японии, Тайваня, Южной Кореи и Новой Зеландии, большая часть из которых с 2010 г. входят в состав международной коллегии ученых, занимающихся методологией исследования современной мировой поэзии и развитием соответству←1 | 2→ющего метаязыка.4 Наряду с расширением географии стран-участников актуальная конференция продемонстрировала также ряд качественных и количественных особенностей: так, как и в ноябре 2015 г. (на первой конференции проекта «Основы: теория субъекта и современная поэзия в России и Германии»), было возобновлено сотрудничество с ученымигерманистами – причем не только из Германии и России, но также из Японии и Кореи. Кроме того, в программе впервые были представлены компаративистские доклады синологов.
Заключительный раздел сборника, «Поэзия и (по)знание», составили статьи, прочитанные 1 марта 2018 г. в Трирском университете в рамках русскоязычной секции конференции „Lyrik und Erkenntnis“ [Поэзия и познание], проведенной Центром продвинутых исследований «Русскоязычная поэзия в транзите». Кроме того, в других разделах также помещены статьи, основанные на докладах, прочитанных на масштабных конференциях 2018 г., как, например, на конгрессах AATSEEL в Вашингтоне5 и International MAG Convention “The Image of the Self” во Львове6, а также на Международном конгрессе славистов в Белграде7.
В данном томе собраны статьи, нацеленные на исследование, с одной стороны, проблемы лиминальности в современной литературе, ас другой – ролей и форм субъекта в поэзии по сравнению с другими литературными родами. В то время как в двух первых сборниках8 проекта о типологии субъекта исследование было сосредоточено на развитии теории поэтического субъекта и релевантного для нее методического инструментария, а также на изучении множества разнообразных субъектных форм в современной русской поэзии, актуальный сборник посвящен лиминальному субъекту, различным пограничным и пороговым явлениям в современной поэзии и их влиянию на формирование особой субъектности, а также выявлению специфических родовых / жанровых и трансжанровых форм лиминального субъекта.
Материалом исследования стали тексты современной русской литературы, отобранные на основе их репрезентативности, а также эстетической и идейной релевантности. К ним относятся стихотворения как авторов старшего поколения, уже ставших классиками современности, так и более молодых поэтов (О. Седакова, Е. Шварц, А. Драгомощенко, И. Жданов, ←2 | 3→К. Кедров, Вс. Некрасов, С. Бирюков, С. Завьялов, А. Глазова, А. Уланов, А. Сен-Сеньков, Р. Осминкин и др.), проза (В. Пелевин, Н. Кононов, С. Соловьев и др.) и драма (В. Сигарев, И. Вырыпаев, Е. Гришковец и др.).
В современной литературе обостряется осознание границ, пограничных пространств, переходов, а также их трансформативности. В различных сферах человеческой жизни происходит фиктивное или действительное преодоление / смещение границ, традиционно рассматриваемых как незыблемые: будь то границы между полами, между человеком, животным и техникой, реальностью и виртуальностью, сознанием и бессознательным, между телом и духом и т.д. Смещения на первый взгляд устойчивых границ или перемер устоявшихся пороговых пространств изменяют самосознание и пути самореализации субъекта; субъект и сам становится порогом: являясь агенсом, измеряющим, сдвигающим или трансформирующим границы, он одновременно определяет самого себя.
Феномену границы9 в художественной литературе (прежде всего в прозе) с начала XX века и по настоящее время посвящен ряд работ, отражающих широкий диапазон его реализации как многоаспектного механизма смыслопорождения и поля потенциальностей.10 В своей работе «Формы времени и хронотопа в романе» М. Бахтин рассматривает нахождение на границе, на пороге, с точки зрения особого хронотопа, «проникнутого высокой эмоционально-ценностной интенсивностью», отмечая его наиболее существенный модус: это хронотоп кризиса и жизненного перелома11.
Самое слово «порог» уже в речевой жизни (наряду с реальным значением) получило метафорическое значение и сочеталось с моментом перелома в жизни, кризиса, меняющего жизнь решения […]. В литературе хронотоп порога всегда метафоричен и символичен, иногда в открытой, но чаще в имплицитной форме.12
Осмысление ситуации кризиса и перелома приобретает новое значение в гуманитарных науках с конца XX века, и наряду с понятиями границы ←3 | 4→и порога, выступающими в первую очередь в качестве пространственных и временных маркеров, свою функциональность (в том числе для анализа современной литературы13) подтверждает термин лиминальность, первоначально отсылающий к работам А. ван Геннепа и В. Тёрнера по ритуалам перехода, предусматривающим изменения статусных характеристик субъекта.14 В качестве лиминальных можно охарактеризовать процессы (и состояния), связанные с утратой определенности, нахождением между или вненаходимостью; по Г. Тульчинскому, лиминален любой процесс изменения, ср.:
Лиминальность включает изменения: социального статуса, ценностей и норм, идентичности и самосознания, осмысления и понимания, сознания, языковой практики.15
Приведенное определение, с одной стороны, делает понятие лиминальности особенно привлекательным и подходящим для исследования художественной субъективности и разнообразных субъектных форм в современной литературе (и особенно в лирике, где субъективное остается важным онтологическим основанием). С другой стороны, поэзия как особый смысловой дискурс, «порождающий нетривиальные смысловые ассоциации», представляет собой вид лиминального дискурса, обеспечивающего саму реализацию процесса перехода.16
В настоящем сборнике плюрализм современных поэтик представлен через комплекс проблем граница – порог – переход – лиминальность, в ряде случаев непосредственно определяющих типы субъектных структур в поэтических текстах и формирующих лиминального субъекта.
Details
- Pages
- VIII, 392
- Publication Year
- 2020
- ISBN (PDF)
- 9783631810668
- ISBN (ePUB)
- 9783631810675
- ISBN (MOBI)
- 9783631810682
- ISBN (Softcover)
- 9783631806913
- DOI
- 10.3726/b16499
- Language
- Russian
- Publication date
- 2020 (February)
- Published
- Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Warszawa, Wien, 2020. VIII, 392 pp.
- Product Safety
- Peter Lang Group AG